Моя филателия  / My  Philately

суббота, 2 февраля 2013 г.



Будь героем!

13 августа 1941 г. Почтовая марка.
ЦФА 819 / Mi. 825 / Sc. 856
Печать офсетная , перфорация греб 12 ½ : 12 (встречается линейная  12 ½).
Выпускались в листах по 100 (10х10). Тираж 3 млн.

   Среди почтовых миниатюр периода Великой Отечественной войны особо можно отметить одну марку с вроде бы, на первый взгляд, не затейливым сюжетом. Таких сцен на вокзалах и у военкоматов было превеликое множество. Молодой воин готов встать в строй с оружием в руках. Его мать, простая русская женщина, покрывшая голову деревенским платком, приникла к плечу сына. Ее напутствие сыну в этот час одно - бить врага без пощады. Тревога матери ощутима даже на почтовой миниатюре, ведь вернется ли сын живым ей не ведомо.
     Простота сюжета и его лаконизм, строгость оформления призваны подчеркнуть всю суровость материнского напутствия - будь героем, сынок!
     История же марки такова. В июле 1941 года возникла необходимость в выпуске почтовой марки, которая стала бы зеркалом патриотических чувств советского народа, его готовности стоять насмерть на пути врага. Работников Народного комиссариата связи СССР  привлек только что появившийся на улицах Москвы фотоплакат художника В. Корецкого, выпущенного под тем же названием издательством «Искусство» 30 июня 1941 года. . Сюжет его был драматичен и понятен всем. В связи с чем рисунок не требовал особых доработок , что было немаловажно, так как сроки подготовки и выпуска были очень сжатыми. Поэтому использование готового рисунка  уже растиражированного и завоевавшего популярность, была предпочтительней.
    Создание почтовой миниатюры было поручено художнику И.И. Дубасову. Первоначально планировалось полное перенесение плакатного сюжета на марку. Однако сильно затемнённый рисунок требовал применения способа печати, удлинявшего срок производства марки. Тогда Дубасов разложил рисунок на штрихи. Этот проект был принят и утверждён к производству. Художником была изменена только одна деталь — поворот головы красноармейца. А так же была допущена одна неточность - на бойце изображена каска старого образца, а в дни войны каски были другой формы.
    В августе 1941 года, когда враг рвался к столице, первая марка Великой отечественной войны стала свидетельством массового героизма советских людей в эти грозные дни.
      Марка сразу же стала редкой, так как часть тиража была вывезена со склада и поступила в почтовые отделения, другая же часть оставалась на складе. Во время одной из бомбёжек Москвы, в этот склад попала авиабомба, находившаяся там часть тиража погибла. Кроме того, неудачи первых недель войны и массовая эвакуация предприятий и населения в глубь страны привели к тому, что в первые военные месяцы количество почтовых отправлений резку упало. Да и для солдатских писем - так называемых "треугольников" не требовалось марок, достаточно было штемпеля "Проверено военной цензурой". Потому так редки марки "Будь героям!" в коллекциях филателистов, особенно на письмах.
     Приказом Министерства культуры СССР № 120 от 23 марта 1987 года марка была внесена в список редких почтовых марок и блоков, не подлежащих вывозу (пересылке) из СССР.

      Говоря о марке "Будь героем!", стоит вспомнить и об одной маркированной почтовой карточке, сюжет  рисунка которой близок по теме этой марке.
    В первые дни войны было принято решение о выпуске помимо почтовых марок еще и иллюстрированных почтовых карточек на военные темы. Об этом решении журнал "Вестник связи" сообщил в сентябре 1941 года. А уже в октябре, так можно судить по датам на почтовых штемпелях, в почтовое обращение поступила первая советская почтовая карточка, посвященная борьбе советского народа против фашистских захватчиков. 
     Сюжет рисунка карточки идентичен плакату художника В. Говоркова. Художник изобразил старого рабочего, обнимающего военного летчика, Героя Советского Союза. А надпись "Горжусь сыном!" дополняет рисунок. Это была первая советская карточка посвященная грозным событиям Великой Отечественной войны. Судя по выходным данным, указанным на карточке, ее тираж был не большой - всего 500 000 экземпляров. Отпечатан тираж был на фабрике Гознака в Москве.
      Сюжет плаката В. Говоркова в последствии (судя по почтовым штемпелям сохранившихся экземпляров - в ноябре 1941 года) появился и на двусторонней не маркированной почтовой карточке выпущенной так же тиражом 500 000 штук на  типографии Куйбышевского ГЛАВБУМСБЫТА.


   В 1942-1945 годах Наркомат связи СССР выпустил карточки еще семи сюжетов (некоторые из них имеются в различных вариациях цвета). Но маркированная почтовая карточка "Горжусь сыном!" - самая редкая из них.

P.S. В мае 1975 года в Москве проходила Международная филателистическая выставка посвященная 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне "СОЦФИЛЭКС-75". В честь этого события был выпущен сувенирный листок с изображением марки "Будь героем!". Продажная стоимость этого листка была 15 копеек. Каждый листок имел шестизначный номер. Следует понимать, что указанный сувенирный листок знаком почтовой оплаты не являлся.

 P.P.S.  В 1995 году журнал «Филателия» опубликовал интервью с художником оригинального плаката В. Б. Корецким, в котором он был назван автором марки «Будь героем!». В этой публикации Корецкий, которому на момент интервью было 86 лет, фактически оспорил приоритет Дубасова. Со слов Виктора Борисовича, идею использовать рисунок плаката для почтовой марки подал тогдашний первый секретарь ЦК ВЛКСМ Н. А. Михайлов, к которому Корецкий принёс показать готовый проект плаката. В интервью художник рассказывает, что именно ему было поручено сделать отдельный рисунок для марки, немного изменив её композицию, а затем, уже при непосредственной подготовке к печати, в типографии переделали шрифт надписи и необходимые для почтовой марки элементы. Таким образом, воспоминания Корецкого входят в противоречие с общепринятой версией создания этой марки и становится не понятно какая версия является достоверной. А например В.Б.Загорский вообще указывает в качестве создателей сюжета марки "авторский коллектив Гознака". Что, на мой взгляд, является оправданно  дипломатичным в сложившейся ситуации.   

**** Я выражаю огромную благодарность Андрею Фарберову за предоставленное сканированное изображение марки "Будь героем" с линейной перфорацией.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...